Ушёл из жизни Виктор Меликович Минасян

 

 Ушёл из жизни Виктор Меликович Минасян

7 марта на 78 году жизни скоропостижно скончался
заслуженный деятель искусств РФ, профессор,
заведующий кафедрой камерного ансамбля,
струнного квартета и концертмейстерского мастерства
Виктор Меликович МИНАСЯН.

 Прощание с В.М. Минасяном  состоится  11 марта в 12.00. 
Место — Новосибирская государственная консерватория 
имени М. И. Глинки по адресу  ул.Советская, 31.

 

МИНАСЯН ВИКТОР МЕЛИКОВИЧ (р. 15.9.1941) – скрипач, дирижёр, заслуженный деятель искусств РФ (2002), профессор (1997), заведующий кафедрой камерного ансамбля, струнного квартета и концертмейстерского мастерства НГК (1990), ответственный секретарь СО СК РФ (с 1978). Окончил ОФ ГМПИ им. Гнесиных по классу скрипки профессора М. И. Фихтенгольца в 1965 г.,  ассистентуру-стажировку по классу профессора Л. Н. Шевчука в 1970 г. 

   Первые три года после окончания вуза М. работал в Кемеровском музыкальном училище (1965-1968). В эти годы  определился круг его  интересов в педагогике – все виды камерных  ансамблей,  интерес к дирижированию  –  в работе с камерным оркестром училища. Но главное, в эти годы началась история «Новосибирского фортепианного трио» – широко известного в Сибири и за её пределами в 1970-80-е гг. камерного ансамбля. М.  создал  творческий коллектив из недавних выпускников музыкальных вузов:  пианист В. Денежкин, скрипач В. Минасян,  виолончелист И. Бялый. В 1968 г. уже  имевший концертную практику камерный ансамбль поступил в ассистентуру-стажировку НГК в класс профессора Л. Н. Шевчука. Весной 1969 г. началась его исполнительская деятельность в Новосибирске,  продолжавшаяся до 1990 г. (В. Денежкина сменили пианисты сначала М. Богуславский, затем М. Шавинер).

    На рубеже 1960-70-х гг. по инициативе М. в НГК сложился еще один ансамбль – струнный квартет в составе: М. Корн, В. Минасян, Л. Сквирский, Л. Руханкин, работавший также до 1990 г.  На фоне большого количества периодически возникавших в НГК  с конца 1960 – до начала 1990-х гг. ансамблей с разным составом исполнителей,  названные два  коллектива были постоянными, имели свою динамику развития, свою репертуарную политику.  Их репертуар чрезвычайно широк. В исполнении Трио звучала музыка Телемана, Рамо, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, Чайковского и др. Струнный квартет  только в первой половине 1970-х гг. сыграл почти все квартеты Шостаковича, постоянными в его репертуаре были произведения венских классиков, Чайковского и многие другие. При безусловном приоритете европейской и русской классики музыканты с особым вниманием относились к творчеству композиторов Сибири. Трио стало своебразной лабораторией для новосибирских композиторов и первым исполнителем их сочинений. Для   него писали Г. Иванов, И. Хейфец, Ю. Юкечев, Ю. Шибанов, Е. Кравцов, Е. Неустроев и др. Немало произведений появилось по инициативе М. и было ему посвящено. В конечнром счёте «Новосибирское фортепианное трио» получило статус ансамбля СО СК.

   Одно из важных свойств репертуарной политики названных ансамблей определило исполнение произведений, незнакомых новосибирскому слушателю. Впервые в Новосибирске прозвучали фортепианные трио Б.Мартину и А. Хачатуряна, квартеты №№ 14 и 15, Д. Шостаковича, квартеты С. Цинцидзе, Б. Чайковского, Квинтет К. Караева и другие произведения.

Чрезвычайной интенсивностью отличалась концертная деятельность и Трио, и  струнного квартета, в значительной части просветительской направленности. Георгафия гастролей включала многие города России и  Советского Союза. Трио выступало в Германии, Чехословакии, Португалии, струнный квартет также выезжал в страны Европы, но особое значение его деятельность приобрела в  музыкальной жизни трудно доступных регионов сибирского Севера (см. «Камерно-инструментальное исполнительство»).

    Два ансамбля, создателем которых был М., определили генеральную линию, но не исчерпывали многообразие его камерно-инструментального исполнительства. Дуэты для скрипки и фортепиано в его исполнении включают сонаты Л. Бетховена, А. Бабаджаняна, К. Караева и другие. В 2003 г. в Германии в дуэте с виолончелистом И. Бялым он сыграл сочинения Л. Бетховена, И. Плёйеля, Б.Мартину, А. Онеггера. Элегическое трио С.Рахманинова он играл в ансамбле с Д. Шевчук и Л. Руханкиным, Трио Д. Шостаковича – с В. Слонимом и И. Бялым. В. Минасян организует концерты фортепианного трио в новых составах то с участием гастролеров, то аспирантов НГК. В 1990-е гг. он стал организатором и  участником струнного квартета нового состава: В. Минасян, А. Гвоздев, Ю. Мазченко, Л. Руханкин. В программе Квартеты №4 Д. Шостаковича, № 3 П. Чайковского, квартеты Моцарта. В 1991 и 1992 гг. ансамбль гастролирвал в  городах Португалии, в 1993 г. гастроли прошли в городах Германии.

   С начала 1990-х гг. акцент в исполнительской деятельности М. переносится на оркестровые жанры,  его привлекает искусство дирижёра. В 1992 г. он создал камерный оркестр «Юные виртуозы Сибири».  Молодёжный коллектив учащихся НСМШ  стал одним из лучших юношеских оркестров страны. Его концерты  получили  признание российских и зарубежных слушателей. Многочисленная пресса пишет об успехах коллектива в филармонических залах  Омска, Томска, Москвы,  в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, в городах Германии (1994), Италии (1995, 1997), Бразилии (1996), Швейцарии (1995, 1997).

   Следующим был камерный оркестр студентов колледжа НГК (1999), а в  2004 г. М. создал второй в НГК симфонический оркестр.  В его репертуаре сложные программы: «Итальянская» Ф. Мендельсона, симфонии Гайдна и Моцарта, Пятая, Седьмая, Девятая, Десятая, Одиннадцатая Д. Шостаковича, его Фортепианный концерт №1; Тройной концерт Л. Бетховена; концерты для разных солирующих инструментов И. С. Баха, И. Гайдна, А. Казадезюса,  Concerto grosso Ф. Генделя, Концерт для арфы Б. Тищенко, произведения армянских композиторов С. Комитаса, А. Бабаджаняна, А. Хачатуряна и другие. Оркестр  выступает в престижных концертных залах города, участвует в масштабных культурных проектах.  Ему присвоено имя  И. И. Соллертнского, что  связывает его и с творчеством Д. Д. Шостаковича, близкого друга и соратника Соллертинского, и с Ленинградом,  с Ленинградской филармонией, пережившей в Новосибирске годы Великой Отечественной войны. Он завоевал Гран-При на VII Международном видео-конкурсе молодых музыкантов-исполнителей за представленную в записи Пятую симфонию Д. Д. Шостаковича. (см. «Симфонический оркестр имени И. И. Соллертинского).

    М. выступает и как гастролирующий дирижёр. Он дирижировал Камерным орестром Омской филармонии, симфоническим – Томской, в Хабаровске выступал с камерным орестром «Глория».

 Почти полвека продолжается педагогическая деятельность М. Он подготовил  около 400 музыкантов-ансамблистов, работающих в учебных заведениях и исполнительских  колективах многих городов России и других стран. В числе его учеников – победители международных и отечественных конкурсов, в том числе «Краснодарская камерата» (2009), МКФ в Париже (2010).

   В 1990 г. он возглавил кафедру камерного ансамбля, концертмейстерского мастерства и струнного квартета.  Под его руководством проходило расширение и стабилизация комплекса учебных дисциплин, в 1999 г. кафедра обрела своё современное название (см. «Кафедра камерного ансамбля»).

    М. – авторитетный педагог–методист. Большой собственный педагогический опыт он передаёт  в мастер-классах педагогам учебных заведений Сибири, музыкальных академий Чехословакии (1987), Португалии (1994), Бразилии (1996), Германии (1996), Швейцарии (1997). По заказу Министерства культуры Республики Корея осуществил видеозапись мастер-классов по камерному ансамблю для музыкальных вузов Кореи в качестве учебного пособия. Методическим проблемам камерно-ансамблевого  исполнительства посвящены доклады: «О влиянии психологических факторов на процесс ансамблевого музицирования», «Психологические особенности слухового восприятия у артистов фортепианного трио», «Особенности музицирования   квартетистов с другими инструменталистами в различных ансамблях». Вопросы ансамблевого исполнительства поднимаются и в опубликованных научных статьях: «Драматургические функции ансамблевого письма Фортепианного трио А.Бабаджаняна” (соавтор -  И.Е.Бялый), “Традиции и новаторство в инструментально-ансамблевом творчестве новосибирских композиторов (на примере Трио №2 ор.51 для рояля,скрипки и виолончели Ю.Юкечева)”.

    М. возглавляет ГЭК в музыкальных учебных заведениях, жюри   конкурсов по камерному ансамблю, был председателем  жюри  первого  тура I Всероссийского музыкального конкурса  по специальности “ Камерные ансамбли” (2012).    

   М. способствовал деятельности СО СК в качестве ответственного секретаря и председателя исполнительской секции. В  течение   30 лет  при его непосредственном участии, в Новосибирске  осуществлялись масштабные проекты: Панорамы музыки Сибири и Дальнего Востока, Пленумы и Фестивали сибирской музыки в Москве, Пленумы Союза композиторов России в Новосибирске, Омске, Томске, Барнауле, Красноярске. Он был  инициатором, организатором и участником ряда международных музыкальных фестивалей: Российско-Бразильских в Новосибирске и Сан-Паулу (1997, 1998, 1999), Российско-Немецких в Новосибирске и Мангейме.       

    М. награждён грамотами Администрации Новосибирской области «За большой вклад в развитие культуры и искусства и плодотворную педагогическую деятельность»».

 Фотографии:

 

 армянский композитор Эдвард Мирзоян и его 
ученики Михаил Ванян, Виктор Минасян

 

 

 на первом плане В.М. Минасян   и А.И.Хачатурян     

 

24.04.2018  Концерт- посвящение памяти жертв геноцида армян 1915г.